Технологии фотокерамики

Содержание:

  1. Технологии получения черно-белого изображения на поверхности металлокерамики/керамики
    1.1 Классическая технология фотокерамики (фотоовалов)
    1.2 Черно-белая лазерная деколь (подробнее тут)
    1.3 Печать фотокерамики на струйном принтере с низкоточным столом
  2. Технологии получения цветного изображения на поверхности металлокерамики/керамики
    2.1 Классическая технология + разукрашивание кистью
    2.2 Черно-белая деколь + разукрашивание кистью
    2.3 Струйный керамический принтер с низкоточным столом + разукрашивание кистью
    2.4 Струйный керамический принтер с системой высокоточного совмещения слоёв
    2.5 Технология фотоплитки и фотокерамики — лазерная цветная деколь
    2.6 Аналоговая деколь-цветопроба с применением светочувствительной пленки Cromalin
  3. Технологии недолговечной (временной) фотокерамики
    3.1 Термотрансферная технология (и сублимационная технология)
    3.2 Сольвентная технология
    3.3 УФ-печать с помощью УФ-принтера

1. Технологии получения черно-белого изображения на поверхности металлокерамики/керамики

1.1 Классическая технология фотокерамики (фотоовалов)

Классическая технология фотокерамикиДанная технология фотокерамики основана на создании черно-белого изображения методом фотопроявления.
Располагается два стекла друг над другом. На верхнем стекле располагается позитив, а на нижнее стекло наносился специальный клейкий состав.
Когда над негативом включали лампу, на местах, где свет легко проходил через негатив, на нижнем стекле на этих участках клейкий состав застывал. На участках с затемнением состав на нижнем стекле оставался клейким. После этого процесса на нижнее стекло с участками разной липкости методом запудривания наносится порошкообразная керамическая краска, которая прилипала на липкие участки. Следующим этапом следует процесс покрытия сформированного на стекле изображения специальным застывающим составом, образующим тонкую пленку. Спустя определенное время данный состав застывает, далее стекло помещается в воду, где данная застывшая пленка отслаивается от стекла вместе с изображением, сформированным керамической краской. Далее эту пленку с изображением прикладывают к металлокерамической табличке. После обжига в муфельной печи пленка выгорает, а керамическая краска впекается в поверхность эмали.

Ранее негатив получали фотопроявлением. С дальнейшим развитием технологий пришел способ получения негатива путем печати на разных типах принтеров.

  • Достоинства: насыщенное изображение
  • Недостатки: высокая трудоемкость (низкая производительность), применение вредных реактивов, зависимость от влажности

1.2 Черно-белая лазерная деколь

В основе этой технологии лежит создание деколи на специальной бумаге. Печать осуществляется с помощью специально подготовленного лазерного принтера на бумаге особого типа. После печати изображения принтером на специальной бумаге, сторона листа с изображением покрывается тонким слоем лака. После того, как лак высох, бумагу помещают в воду, где пленка лака вместе с изображением отслаивается от бумаги. Пленку накладывают на эмалированную заготовку. После обжига в муфельной печи пленка сгорает, а краска впекается в поверхность эмали.

  • Достоинства: простота, дешевизна
  • Недостатки: отсутствие полутонов, применение вредных лаков

1.3 Печать на струйном принтере с низкоточным столом (фотоовалы)

В данной технологии фотокерамики как правило используется струйный принтер, способный печатать специальным клейким составом прямо на поверхности эмалированной заготовки, которая устанавливается на планшете принтера. В таких типах оборудования перемещение планшета, как правило, осуществляется за счет фрикционной передачи (вал-планшет). Принтер печатает черно-белое изображение на поверхности эмали (керамики) липким составом. Далее изображение запудривается керамической краской. В местах, где напечатано липким составом керамический порошок прилипает. После обжига в муфельной краска впекается в поверхность эмали.

  • Достоинства: дешевизна
  • Недостатки: проскальзывание планшета, заедание планшета, нередко недостаточная сочность изображения, попытки повторно перепечатать изображение на той же заготовке сверху еще раз для улучшения яркости приводит к неточному совпадению, в результате чего изображение и текст получается раздвоенным.

2. Технологии получения цветного изображения на поверхности металлокерамики/керамики

2.1 Классическая технология + разукрашивание кистью (фотоовалы)

Классическая технология фотокерамикиДанная технология фотокерамики основана на создании черно-белого изображения методом фотопроявления, а затем разукрашивание его вручную кистью и тампоном.

Два стекла располагаются друг над другом. На верхнем стекле располагался позитив, а на нижнее стекло наносился специальный клейкий состав.

Когда над негативом включали лампу, на местах, где свет легко проходил через негатив, на нижнем стекле на этих участках клейкий состав застывал. На участках с затемнением состав на нижнем стекле оставался клейким. После этого процесса на нижнее стекло с участками разной липкости методом запудривания наносится порошкообразная керамическая краска, которая прилипала на липкие участки. Следующим этапом следует процесс покрытия сформированного на стекле изображения специальным застывающим составом, образующим тонкую пленку. Спустя определенное время данный состав застывает, далее стекло помещается в воду, где данная застывшая пленка отслаивается от стекла вместе с изображением, сформированным керамической краской. Далее эту пленку с изображением прикладывают к металлокерамической табличке. После обжига в муфельной печи пленка выгорает, а керамическая краска впекается в поверхность эмали.

После обжига черно–белое изображение обрабатывается вручную керамическими красками с помощью кисти и тампона. Лицо «набивается» краской близкой к цвету кожи. Одежда и элементы обрамления разукрашиваются кисточкой. Далее следует процесс повторного обжига.

  • Недостатки: высокая трудоемкость (низкая производительность), применение вредных реактивов, зависимость от влажности, в изображении не передаются тени и полутона.

2.2 Черно-белая деколь + разукрашивание кистью (фотоовалы)

В основе этой технологии фотокерамики лежит создание деколи на специальной бумаге. Печать осуществляется с помощью специально подготовленного лазерного принтера на бумаге особого типа. После печати изображения принтером на специальной бумаге, сторона листа с изображением покрывается тонким слоем лака. После того, как лак высох, бумагу помещают в воду, где пленка лака вместе с изображением отслаивается от бумаги. Пленку накладывают на эмалированную заготовку. После обжига в муфельной печи пленка сгорает, а краска впекается в поверхность эмали.

После обжига черно–белое изображение обрабатывается вручную керамическими красками с помощью кисти и тампона. Лицо «набивается» краской близкой к цвету кожи. Одежда и элементы обрамления разукрашиваются кисточкой. Далее следует процесс повторного обжига.

  • Достоинства: дешевизна
  • Недостатки: отсутствие полутонов, применение вредных лаков

2.3 Струйный керамический принтер с низкоточным столом + разукрашивание кистью (фотоовалы)

В данной технологии как правило используется струйный принтер, способный печатать специальным клейким составом прямо на поверхности эмалированной заготовки, которая устанавливается на планшете принтера. В таких типах оборудования перемещение планшета, как правило, осуществляется за счет фрикционной передачи (вал-планшет). Принтер печатает черно-белое изображение на поверхности эмали (керамики) липким составом. Далее изображение запудривается керамической краской. В местах, где напечатано липким составом керамический порошок прилипает. После обжига в муфельной краска впекается в поверхность эмали.

После обжига черно–белое изображение обрабатывается вручную керамическими красками с помощью кисти и тампона. Лицо «набивается» краской близкой к цвету кожи. Одежда и элементы обрамления разукрашиваются кисточкой. Далее следует процесс повторного обжига.

  • Достоинства: дешевизна
  • Недостатки: проскальзывание планшета, заедание планшета, нередко недостаточная сочность изображения, попытки повторно перепечатать изображение на той же заготовке сверху еще раз для улучшения яркости приводит к неточному совпадению, в результате чего изображение и текст получается раздвоенным, невозможность передачи полутонов.

2.4 Струйный керамический принтер с системой высокоточного совмещения слоев (фотоовалы)

Данная технология совершила резкий скачок по изготовлении цветной фотокерамики в условиях небольших мастерских, как самая простая, имеющая низкую себестоимость готовой фотокерамики и относительно дешевую стоимость оборудования.

В данной технологии формирования цветного изображения используется специально изготовленный струйный принтер с системой высокоточного совмещения слоев и автоматической установки и зажима заготовок (планарный принтер). Принтер печатает специальным липким составом прямо на эмалированной (керамической) заготовке. В данной технологии чаще всего используется 4 цвета (CMYK) и минимум 4 прохода (наслоения). Цветная фотография в графическом редакторе разделяется на 4 цвета, каждый из которых по очереди печатается друг на друга. Таким образом, образуется «сендвич» из четырех слоев (4 цвета).

После обжига краски смешиваются между собой образуя, таким образом, цветовую гамму, оттенки и полутона. Важным в этой технологии является использование координатного стола, который позволяет минимизировать человеческую ошибку — попасть 4 раза каждому слою точно один на один без смещения. Главным образом, чаще всего для изготовления фото на эмали применяются принтеры для фотокерамики Миртелс.

  • Достоинства: дешевизна, простота печати, возможность доработки изображения после обжига, удобство – можно использовать в домашних условиях.
  • Недостатки: неполная цветопередача, четыре краски при смешении не дают возможности получить всей палитры цветов. Проблема решается путем добавления дополнительных красителей.
  • Дополнение: Часто продавцы принтеров для фотокерамики показывают потенциальным клиентам красивые образцы, изготовленные после большого числа попыток на принтерах с низкоточным столом или несъемным планшетным столом. Тем самым вводят клиентов в заблуждение, убеждая, что на низкоточных принтерах они смогут делать цветную керамику, но потом оказывается, что попасть 4 раза слой на слой без смещения практически не возможно, из-за чего получается брак. Либо некоторое время принтер способен печатать без смещения, но потом начинается проскальзывание вала, попадание пыли в узлы, трение и принтер начинает печатать со смещением.

2.5 Технология фотоплитки и фотокерамики — лазерная цветная деколь

Данная технология совершила прогресс по изготовлении цветной фотокерамики в условиях мастерских и получила наибольшее распространение в мире.

Фотокерамика и фотоплитка, изготавливается по следующей технологии фотокерамики: вначале печать осуществляется на цветном лазерном керамическом принтере керамическими тонерами четырех цветов на декольной бумаге. После печати керамическим тонером сторона бумаги с изображением покрывается тонким слоем лака. После того как лак высох, бумагу помещают в воду, где пленка лака вместе с изображением отслаивается. Эту пленку накладывают на заготовку (керамическую или эмалированную). После обжига пленка сгорает, а краска впекается в поверхность эмали. Данную технологию фотокерамики применяют как для изготовления фотоплитки, так и для изготовления фотоовалов.

Фотоплитка, технология изготовления фотоплитки в настоящее время связанны в основном с применением лазерного керамического принтера А4-430. Данный керамический принтер нашёл наиболее широкое применение для изготовления фотоплитки.

  • Достоинства: наиболее реалистичная цветопередача из имеющихся на сегодняшний день технологий фотокерами, высокая производительность. Самая высокая долговечность изображения и износостойкость.
  • Недостатки: дороговизна расходных материалов.

2.6 Аналоговая деколь-цветопроба с применением светочувствительной пленки Cromalin

В способе цветопробы «Cromalin» на поверхность основы носителя ламинируется бесцветная прозрачная пленка с липким слоем, обращенным к носителю (бумаге). Затем поверх ламинированной пленки размещается цветоделенная фотоформа (растровый диапозитив) и производится экспонирование в копировальной раме. Вследствие полимеризации пленка на засвеченных участках теряет свои липкие свойства. Затем в автоматической пробопечатной машине на пленку наносится мелкозернистый порошок керамической краски, цвет которого соответствует откопированному перед этим цветоделенному изображению. Тонер остается только на незасвеченных (липких) участках. Таким образом получается первое однокрасочное изображение. Сверху ламинируется вторая бесцветная пленка, которая экспонируется в копировальной раме через наложенную по меткам приводки позитивную фотоформу, относящуюся к следующему цветоделенному изображению. Затем производится обработка краской соответствующего цвета и т.д. до последнего цветоделенного изображения. Таким образом получается полноценный цветопробный оттиск. Свойства ламинируемой пленки и тонера при этом способе моделируют стандартное распределение растровых точек.

В конечном итоге мы получаем «гамбургер» из пленок с изображением, наложенных точно одна на другую и в дальнейшем после наложения на эмаль и запекания мы получаем цветное изображение на эмали.

  • Недостатки: высокая трудоемкость, неполная цветопередача, частое скручивание при обжиге, дорогостоящие материалы, оборудование.

3. Технологии недолговечной (временной) фотокерамики

3.1 Термотрансферная технология (или сублимационная технология)

Технологии недолговечной фотокерамикиВ данной технологии в первую очередь производится печать принтером (струйным, сублимационным или др.) на специальном типе бумаги. Далее прикладывают бумагу с изображением к заготовке и воздействуют на бумагу термопрессом. Данная специальная бумага обладает таким свойством, что при воздействии на нее температурой около 200 градусов, на ней размягчается и переклеивается тонкопленочный слой с изображением на заготовку.

  • Достоинства: дешевизна
  • Недостатки: изображение быстро выгорает (6-12 месяцев), продлить светостойкость позволяют ультрафиолетовые лаки, но обычно только до двух лет.

3.2 Сольвентная технология

В данной технологии изображение формируется сразу на поверхности заготовки специальным струйным сольвентным принтером, печатающим одним из типов сольвентных чернил. Изображение сразу печатается цветными чернилами струйным способом на заготовке.

  • Достоинства: простота, дешевизна
  • Недостатки: изображение быстро выгорает (3-6 месяцев), продлить светостойкость позволяют ультрафиолетовые лаки, но изображение выдерживает около года.

3.3 УФ-печать с помощью УФ-принтера – моментальная фотоплитка

В данной технологии используют УФ-принтер (UV-принтер) и печать УФ-чернилами. Печать осуществляется с помощью УФ-принтера струнным методом, — прямым способом на поверхности заготовки.

  • Достоинства: простота, дешевизна
  • Недостатки: моментальная фотоплитка — изображение быстро выгорает (3-6 месяцев), при нахождение во влажной среде изображение отславивается от керамики, вредность производства, УФ-чернила токсичные, продлить светостойкость позволяют ультрафиолетовые лаки, но изображение выдерживает около года.

На сегодняшний день самыми актуальными технологиями являются технологии изготовления фотокерамики с помощью принтера с высокоточным совмещением слоёв (это эконом вариант для объемов овалов в ритуальной фотокерамики меньше 100 шт) и лазерная цветная деколь с помощью лазерного керамического принтера (технология высокой производительности), по данной технологии изготавливается фотоплитка и фото на эмали и керамике на памятники.


Поделиться с друзьями:
Каталог за e-mail

Чтобы получить полный каталог оборудования, введите Ваш E-mail